Информационный сайт 🌐

Страсти по Бумбарашу: животворящая сила русского духа

Как только русский человек слышит жизнерадостные мотивы известной песни «Журавль по небу летит», перед его глазами мгновенно возникает образ бравого солдата-участника Первой мировой войны Бумбараша, ставшего известным благодаря музыкальному фильму 1971 года с Валерием Золотухиным в главной роли. За насыщенными, но горькими приключениями героя следило не одно поколение сначала телезрителей, а после премьеры в 1993 году в Театре Олега Табакова спектакля «Страсти по Бумбарашу» – и ценителей театрального искусства. Постановка не сходила со сцены на протяжении 18 лет: настолько тепло и восхищенно зал принимал каждый новый показ. Поэтому возвращение Владимиром Машковым легендарного спектакля стало поистине триумфальным. 10 июня 2021 состоялась премьера обновленного и оживленного спектакля «Страсти по Бумбарашу» по пьесе и стихам Юлия Кима на музыку Владимира Дашкевича. 45 актеров, почти вся труппа Театра Олега Табакова, задействованы в спектакле, который призван напомнить зрителям, что только объединившись люди могут победить любого врага. Увидеть постановку в декабре можно 2, 12 и 21 числа.

Бумбараш (Севастьян Смышников)

«Бумбараш живой!» – восклицает Варя (Ангелина Пахомова), когда не веря своим глазам видит застывшего в смятении солдата, чье имя в родных краях давно позабыто. Эту фразу можно смело назвать лейтмотивом всего спектакля: животворящая сила русской души показана режиссером максимально глубоко и разносторонне. Минималистичные декорации будто намеренно выводят на передний план действие и переживания героев, а не акцентируют внимание на себе. В том числе и за счёт этого эффекта в некоторые моменты грань между сценой и залом вообще стирается. Зритель одновременно наблюдает за происходящим со стороны и участвует в процессе, затаив дыхание и скорее всего зная наперёд дальнейший ход событий, он поёт знакомые песни, уже ставшие народными, вытирает слезу и испытывает негодование… В этом заслуга труппы и создателей легендарного спектакля: апелляция к русской душе, её страданиям и силе оказалась беспроигрышным вариантом. Мы будто смотрим на себя, свою историю и современность в зеркальном отражении: брат убивает брата, другой готов предать соседа за горстку монет, а люди, не привыкшие сидеть без дела, отчаянно стремятся осмыслить происходящее…

Страсти по Бумбарашу: животворящая сила русского духа

Бумбараш (Севастьян Смышников) и Варя (Ангелина Пахомова)

Борьба за жизнь плавно перетекает в борьбу за свою Россию. Бумбараш (Севастьян Смышников) в спектакле сочетает в себе лучшие традиционные черты и уже нарицательного образа (благодаря рассказам Гайдара, прекрасным кинофильмам 1971 и 2002 годов и постановке Владимира Машкова 1993 года), и просто русского человека. Он зачастую надеется на «авось», свято верит в исключительно положительный исход каждого дела и, конечно, в людей: показательно, что, к какому бы лагерю ни примыкал этот ищущий правды и справедливости юноша, он везде оказывается своим из-за неугасаемого пламени жизни в его душе. В спектакле его первоначальное смятение мастерски обыгрывается дальнейшими приключениями, а актёру с удивительным азартом удается совместить в своем герое жизнелюбие и философский взгляд на мир, хулиганство и истинное мужество, патриотизм и отрицание любой правды. Единственное, что воплощено в Бумбараше всецело и не имеет противопоставлений – это любовь. Весь образ героя предстает перед зрителем как символ неувядаемой любви: к девушке, к родной земле, к жизни. И показана она максимально открытой, чистой, всепрощающей, жертвенной. Бумбараш готов простить брата Гаврилу, похоронившего его и взявшего себе в жены любимую Варю. Не держит он зла и на соседей, не обижается на суровое и беспощадное время Гражданской войны. Несмотря на строки одной из песен, звучащих в спектакле: «Наплевать, наплевать, надоело воевать, ничего не знаю, моя хата с краю», Бумбараш демонстрирует отнюдь не равнодушное поведение к судьбе своей страны. Хотя ни белые, ни красные не внушают ему уверенности в завтрашнем дне.

Страсти по Бумбарашу: животворящая сила русского духа

Фото Ксении Бубенец

Страсти по Бумбарашу: животворящая сила русского духа

Фото Ксении Бубенец

Эту уверенность он чувствует только в присутствии милой сердцу Вари, которая в спектакле воплощает архетипический образ русской женщины – любящей, страдающей, стремящейся спасти ближнего. Потерявшая любимого человека, она обретает мнимое и, кажется, единственно возможное в сложившихся условиях счастье в браке с Гаврилой (Александр Кузьмин) – лицемерным, грубым, напористым бандитом. Однако Варя чувствует и понимает, что за внешней суровостью тоже скрывается человек, которому страшно. А кому было не страшно в смутные годы Гражданской войны, когда проливалась невинная братская кровь, когда друг в одночасье становился врагом, когда будущее было полностью заволочено туманом? Поэтому и в сценическом пространстве Варя относится к мужу с благочестивым терпением, принимает его, старается смягчить. Да, она не скрывает переполняющих сердце чувств, когда видит Бумбараша и не боится узнать его. Да, она готова бежать с ним. Да, зритель понимает, что она не любит Гаврилу, но Варя уважает его хотя бы за то, что он не трогает ее семью. Гаврила наиболее полно раскрывается, конечно, в финале пьесы. Но и на протяжении всего действия его поступки мотивируются страхом, усталостью, осознанием своего бессилия перед лицом войны и смерти. Отсюда и напускная дерзость, и нежелание мириться с фактом того, что его брат жив. Для него приход Бумбараша в каком-то смысле символизировал его победу над войной. А этого Гаврила простить не мог…
Ангелина Пахомова чувственно и эмоционально передает настроение всех женщин военного времени, которые вынуждены задвинуть чувства на второй план и поступать в соответствии с общественным долгом.

Страсти по Бумбарашу: животворящая сила русского духа

Варя (Ангелина Пахомова) и Гаврила (Александр Кузьмин)

Страсти по Бумбарашу: животворящая сила русского духа

Бумбараш (Севастьян Смышников) и Варя (Ангелина Пахомова)

А про общественный долг в постановке невозможно забыть: массовые и очень зрелищные сцены попеременного господства армии белых под руководством поручика (Евгений Миллер) и красных под предводительством Василия Ивановича Чапаева (Александр Фисенко), фееричные появления бандиток во главе с харизматичной атаманшей Софьей Николаевной (Аня Чиповская) усиливают атмосферу смуты и опасности. На первый взгляд, яркие, жизнеутверждающие и даже весёлые, эти сцены предшествуют смерти. Так, умудрённая опытом и порядком уставшая от прозябания эффектная королева бандитизма Софья торжествует, когда чувствует свою власть. Удивительно, как хрупкой и нежной Чиповской удается передать отчаянную тоску лихой куртизанки, повидавшей на своем веку многое. Ее небрежно-ироничное отношение к Яше (Владислав Миллер), смотрящему на окружающий разрушающийся мир сквозь стекла своих очков и желающему разглядеть свет впереди, выдает внутреннюю тягу к спокойствию и любви. Что бы ни скрывалось под маской расчётливой, гордой, своенравной Софьи, душа ее расцветает при встрече с поручиком Ильиным. И беспринципная атаманша меняется на глазах! Танцевальная сцена бандиток с белыми – одна из наиболее красивых и трогательных в спектакле. Зритель понимает, что романтического окончания не будет, что предстоящая борьба неминуемо принесет смерть и горечь, но эти короткие минуты торжества любви и жизни согревают сердце.

Страсти по Бумбарашу: животворящая сила русского духа

Софья Николаевна (Аня Чиповская) и бандитки

Страсти по Бумбарашу: животворящая сила русского духа

Софья Николаевна (Аня Чиповская) и поручик Ильин (Евгений Миллер)

Поиск правды не приводит Бумбараша к успеху в сценическом времени: оба лагеря не оправдывают его надежд, а единственные близкие люди, кому он доверял и кого любил, покидают его. Друг детства Яша, хранивший как талисман бомбу с наивной надеждой уничтожить ею врага, погибает в трагикомичной ситуации. Лёвка (Павел Шевандо), с которым Бумбараша свела нелегкая судьба и который на непродолжительный срок оказался верным товарищем, умеющим сохранить боевой дух в не самых приятных обстоятельствах, в решающий момент оставляет герою возможность жить дальше. Кажется, что это происходит, потому что окружающие знают: Бумбарашу есть ради чего жить. Смысл его существования заключен в Варе, которая молит Гаврилу отпустить ее, чтобы она смогла почувствовать вкус жизни. Но и в этом случае реальность оказывается жестче и драматичнее. Бумбараш остается один на один с собой, своими вопросами и своим горем. Спектакль завершается тем же смятенным настроением героя, каким и начался. Так и хочется сказать вслед уходящему Бумбарашу: «Гуляй, солдатик, ищи ответа…»

Страсти по Бумбарашу: животворящая сила русского духа

Бумбараш (Севастьян Смышников) и Варя (Ангелина Пахомова)

 

Страсти по Бумбарашу: животворящая сила русского духа

Бумбараш (Севастьян Смышников)

Фото предоставлены пресс-службой театра

Источник: typical-moscow.ru

Получайте обновления в реальном времени прямо на вашем устройстве, подпишитесь сейчас.

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.