«Толстой и круг писателей журнала “Современник”»
Выставка «Толстой и круг писателей журнала “Современник”» откроется в выставочном зале Историко-мемориального центра-музея И.А. Гончарова (филиал ОГБУК «Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова») г. Ульяновск 21 марта и продлится по 31 мая 2024 г.
Представляя фонды Государственного музея Л.Н. Толстого, экспозиция знакомит с рукописями, литографиями, документами, письмами, фотографиями, редкими книгами, скульптурой, иллюстрациями, живописью. Посетители увидят работы Н.Н. Ге, С.Н. Салтанова, А.В. Николаева. Среди представленных экспонатов особо стоит отметить карандаш Л.Н. Толстого фирмы Johann Faber и игральные карты семьи Толстых. Центром выставки стал общий снимок сотрудников редакции, сделанный по инициативе Толстого. Фотография, объединившая Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, А.В. Дружинина и Д.В. Григоровича, была очень дорога писателю и хранилась в его яснополянском кабинете.
С «Современника» началась всероссийская известность Л.Н. Толстого, его литературная слава. В июле 1852 г. в Петербург на имя Н.А. Некрасова из далекой кавказской станицы пришло письмо, подписанное инициалами Л.Н. К письму прилагалась рукопись. Прочитав присланную повесть, Некрасов согласился ее напечатать. Строчка из его ответного письма:«…мне кажется, что в авторе ее есть талант», – обрадовала молодого человека, по его собственному выражению, «до глупости». Этим молодым человеком был двадцатитрехлетний юнкер Лев Толстой. В сентябрьской книжке журнала «Современник» его повесть «Детство» была напечатана и вызвала неподдельный интерес всей читающей публики. Позднее в «Современнике» были напечатаны «Набег», «Отрочество», «Записки маркера», Севастопольские рассказы, «Метель», «Два гусара», «Юность», «Люцерн», «Альберт». Плодотворное сотрудничество с журналом длилось шесть лет.
Литературная среда журнала «Современник» дала Л.Н. Толстому очень многое. В этот период он окончательно сложился как человек и как писатель. В «Современнике» Н.Г. Чернышевским была определена и одна из самых важных черт таланта Л.Н.Толстого – «чистота нравственного чувства», и сущность его новаторства, приемы и принципы изображения им «диалектики души».
В 1858 г. соглашение, подписанное двумя годами ранее и обязывавшее Л.Н.Толстого печататься исключительно в «Современнике», было расторгнуто, но, покинув журнал, писатель до конца жизни сохранял внутреннюю связь с его идеями. Приглашая уже в 80-е гг. близких когда-то ему литераторов, входивших в круг журнала «Современник», принять участие в работе издательства «Посредник», Л.Н. Толстой обратился к ним с удивительно теплыми письмами, свидетельствующими о сохранившемся уважении и дружеских чувствах.
Л.Н. Толстой Письмо к Н.А. Некрасову 3 июля 1852 г. Станица Старогладковская «Милостивый Государь! Моя просьба будет стоить вам так мало труда, что я уверен – вы не откажетесь исполнить ее. Просмотрите эту рукопись и, ежели она не годна к напечатанию, возвратите ее мне… В сущности, рукопись эта составляет 1-ю часть романа – «Четыре эпохи развития»; появление в свет следующих частей будет зависеть от успеха первой… я с нетерпением жду Вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое». | |||
Карандаш Л.Н. Толстого Фирма Johann Faber 1900–1910 гг. Германия Металл, графит, штамповка | |||
Карикатура на сотрудников журнала «Современник» «Обязательные литераторы» Начало ХХ века Репродукция с рис. Степанова и Семечкина | |||
Русские современные писатели Русский художественный листок В.Тимма.1857 г. Лист №3 1857 г. Со светописи С.Л. Левицкого. Печать в литографии А. Мюнстера | |||
Андрей Владимирович Николаев Л.Н. Толстой на 4-м бастионе в Севастополе 1994 г. | |||
Л.Н. Толстой в группе писателей журнала «Современник» Фотография С.Л. Левицкого 1856 г. Санкт-Петербург |